Большая Арктическая Экспедиция догнала солнце: из Москвы в Шпицберген

фoтo: Aлeксeй Сaфoнoв

Нaш спeцкoр Aлeксeй Сaфoнoв нa Шпицбeргeнe.

Мы зaстaли зaкaт. Кoгдa пoслe двуx дней ожидания дома и девяти часов в аэропорту ты вылетаешь из серой и пасмурной Москвы, радоваться можно чему угодно. Но это правда было завораживающе: едва мы поднялись над облаками и устремились на север, как увидели садящееся солнце. Столичное время было примерно 19:45. Но и час спустя солнце не скрылось из вида. И два. Можно было наблюдать, как горизонт из бордового плавно превращается в светло-розовый. Мы его догоняли!

Да. Отныне и ближайшую неделю мы не знаем понятия ночь. Шпицберген уже принял полярный день, и мы стремились к нему, отбрасывая все остальное прочь.

фото: Алексей Сафонов
Багаж экспедиции на Шпицбергене перед отлетом на Барнео сгрузили в ангар.

— Через пару дней ты забудешь о том, что было на Большой Земле, — сказал помощник Матвея Шпаро Леша Сейкин. – Будет только Арктика. И солнце, которое каждый час сдвигается вправо на 15 градусов. В Арктике всегда все меняется. Это только кажется, что пейзажи одинаковые.

— Какой раз ты идешь с Матвеем на Северный полюс?

— Второй. Предыдущий был в 2016 году. Вообще это правда уникальный проект. Такого нет нигде в мире. Чтобы вывозить группы школьников, идти с ними на лыжах до Северного полюса… На Эверест вот сотнями ходят, а чтобы так – никто больше!

Матвей Дмитриевич в это время взял управление над микрофоном воздушного судна.

— Дорогие друзья! Говорит руководитель Большой Арктической Экспедиции – Матвей Шпаро! Независимо от того, кто вы: участник отряда «Полюс», участник отряда «Барнео» или же человек, который нас просто провожает – я всем очень сильно благодарен! Знайте, что поддержка каждого будет чувствоваться нами, когда мы будем идти до полюса.

Облака и солнце, облака и солнце. И так на протяжении двух тысяч девятисот километров от Москвы.

фото: Алексей Сафонов
На переднем плане — Матвей Шпаро.

— Ешь-ешь, следующая порция горячего будет не скоро, — сказал Сейкин, когда мы с ним уплетали двойную порцию курицы с рисом. Нам было необходимо не просто подкрепиться, а сделать это правильной едой, богатой белками. Быстрых углеводов в виде шоколадок и прочего мы еще успеем наесться во время похода.

В такой компании как-то уже и подзабылось, через что нам предстоит пройти. Ледяные торосы, полыньи, да черт еще знает сколько всего. Даже самый опытный полярник не скажет вам, с чем вы встретитесь в Арктике, а с чем нет.

Шпаро говорил, что видел белых медведей примерно 40 раз, и они ни разу не нападали. Но кто ведет статистику – вдруг они проявляют агрессию к людям каждый 41-й раз? Впрочем, это все мысли на высоте нескольких тысяч метров.

В самолете веселятся. Пока в нашем распоряжении комфортабельные кресла, розетки, гаджеты и прочее, веселиться – правильно. Но в глубине души у каждого есть четкое понимание, что через несколько часов ты будешь спать на дрейфующей льдине, в палатке. Что тебе предстоит пройти на лыжах 100 километров до заветной цели, и при этом цель способна от тебя убегать – если дрейф будет отрицательным и не в сторону полюса.

С другой стороны, никто не говорит, что в условиях сурового Севера самим надо быть суровыми. Если все это приключение не сломит наше самолетное настроение, то на обратном пути будет точно сумасшедшее веселье. Потому что каждый, кто здесь находится – этого заслуживает хотя бы тем, что отважился.

На протяжении всех этих дней, еще задолго до экстремальных условий, я наблюдал за участниками экспедиции. Матвей Шпаро – человек, который собрал и организовал это дело. Заслуживает. Каждый из этих четырнадцати школьников, вне зависимости от того, в каком он отряде – «Полюс» или «Барнео» — заслуживает. Ученые, биологи, педагоги – заслуживают. Все выходят из зоны комфорта, объединяются в команду и действуют.

фото: Алексей Сафонов
Участники экспедиции в самолете.

Это уже настоящее достижение для нашего времени. На каждом углу ребят если не учат, то в воздухе как минимум витают негласные правила: чтобы стать кем-то в этой жизни, надо хитрить, идти по головам и так далее. А тут семь тысяч старшеклассников столицы, принявших участие в полярном конкурсе, чтобы попасть в экспедицию, оказались готовыми для начала отказаться от социальных сетей, затем остаться без связи, а потом испытать себя. На борту самолета МЧС – четырнадцать лучших.

Следите за нашими репортажами в специальном сюжете «Большая Арктическая экспедиция»

Смотрите фоторепортаж по теме:

Большая Арктическая экспедиция: прошла последняя тренировка перед уникальным походом

32 фото

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.